Функциональная грамотность — это
способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений, умение эффективно
действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как
«повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно
строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована
через формат международного исследования PISA.
Составляющие
функциональной грамотности:
1. Читательская
грамотность - способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни;
2. Естественнонаучная
грамотность - способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно
объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства;
3. Математическая
грамотность - способность формулировать, применять
и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия
и инструменты;
4. Финансовая
грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок
в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических
характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность
человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли:
домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.;
5. Креативное
мышление - умение человека использовать свое воображение для
выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач,
с которыми он не сталкивался раньше, способность критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их;
6. Глобальные
компетенции – способность критически рассматривать с различных
точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия,
осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и
других людей) вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству.