Формирование традиционных ценностей у обучающихся, в том числе ценности крепкой семьи, осуществляется Минпросвещения России во исполнение указа Президента Российской Федерации об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022 г. № 809.
В настоящее время формирование семейных ценностей у обучающихся осуществляется комплексно в рамках изучения различных учебных предметов. При этом организация образовательной деятельности в Российской Федерации регулируется федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
ФГОС общего образования определяют личностные и предметные результаты, которые должны достичь школьники по результатам обучения.
Так, на уровне начального общего образования предметные результаты должны обеспечивать сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, понимание ценности семьи, знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности.
На уровне основного общего образования школьники должны понимать важность семьи как базового социального института, уметь характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе таких, как семья).
ФГОС среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), в том числе как человека, осознающего и принимающего традиционные ценности семьи.
Формирование семейных ценностей, а также проведение отдельных уроков, посвященных семье, реализуются образовательными организациями в рамках различных учебных предметов. В начальной школе – на уроках литературного чтения (раздел «О наших близких, о семье»), окружающего мира («Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых», «Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи», «Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям»).
Примерными основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования при освоении обучающимися учебных предметов «Биология», «Обществознание», «Основы безопасности и защиты Родины», «Истоки» (уровень основного общего образования) предусмотрено изучение таких понятий, как значение семьи в жизни человека и общества, ценность семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, семья как социальный институт, роль семьи в современном обществе; семейное право как ведущая отрасль российского права, права и обязанности супругов, родителей, детей; человек и его здоровье; значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья; размножение и развитие; наследование признаков у человека, наследственные болезни, их причины и предупреждение; роль генетических знаний при планировании семьи; забота о репродуктивном здоровье; правила личной гигиены; беременность и гигиена беременности; уход за младенцем.
Вместе с тем обучающиеся должны научиться анализировать несложные практические ситуации, связанные с семейными правоотношениями.
В части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация по своему усмотрению, с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов их родителей (законных представителей), исходя из специфики образовательной программы, а также своих материально-технических и кадровых возможностей, может включить в учебный план учебный предмет (курс) «Моя семья», в том числе в рамках внеурочной деятельности.
Кроме того, ценностное наполнение курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» обеспечивает формирование у обучающихся традиционных семейных ценностей. В планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Например, понятия семьи, семейных взаимоотношений и ценностей являются предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и других.