СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГИМНАЗИИ

Система воспитательной работы МБОУ «Гимназия №6» г.Алатырь строится в соответствии с Программами воспитания по уровням образования, которые являются частью основных образовательных программ.


Календарный план воспитательной работы НОО на 2024-2025 уч.год
Календарный план воспитательной работы ООО на 2024-2025 уч.год
Календарный план воспитательной работы СОО на 2024-2025 уч.год






В гимназии создано единое образовательное пространство, включающее 3 основных компонента: урок по программе «Социокультурные Истоки», классный час по программе «Воспитание на социокультурном опыте», интеграция Истоков с общеобразовательными предметами. Кроме этого, мы внесли и собственную идею в программу «Социокультурные истоки» -  Годовой круг праздников, когда дети, родители, учителя совместно планируют, проводят и анализируют творческие дела и проекты, что позволяет осуществить активное воспитание, присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к ценностям отечественной культуры.

Жизнь, как известно, состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому наша идея Годового круга праздников, выстроенная в соответствии с духовно-нравственной Программой «Социокультурные истоки», и заключается в том, чтобы в жизни Гимназии появились События, которые приносили бы их участникам радость   и давали бы надежду на то, что эта радость повторится.

Наш Годовой круг праздников имеет 3 составляющие:
1-й, внутренний круг - традиционные народные православные праздники: Покровская ярмарка, Рождество, Масленица и др.
2-й круг - государственные праздники: День знаний, День единства, День Славянской письменности и культуры и др. светские календарные праздники.
3-й круг - гимназические праздники: КВН, «Болдинская осень», «Рождественская шкатулка» и др., их подбор не случаен, в них заложены народные традиции и гражданское звучание.
Следует отметить, ПРАЗДНИК - это не развлекательное мероприятие, а итог совместного творческого дела.
Каждому календарному месяцу нашего круга мы дали творческое название в соответствии с  основными  нравственными категориями программы «Социокультурные истоки»:
Сентябрь - «Осенины»;
Октябрь - «Под Покровом»;
Ноябрь - «Отечество - связь времен»;
Декабрь - «Накануне Рождества»;
Январь - «Рождественские встречи»;
Февраль - «Моя гимназия - мой дом»;
Март - «Добро и милосердие»;
Апрель - «Истоки радости»;
Май - «Память и благодарность»;
Июнь - «Плоды трудов».
Есть и другая идея Годового круга праздников - чтобы каждый нашел свое место в нем. Так, методические объединения учителей по разным предметам отвечают за организацию и проведение конкретного дела:
· сентябрь - проект «Осенины» - МО учителей начальных классов;
· октябрь - проект «Болдинская осень» - МО учителей филологии;
· октябрь - проект «Покровская ярмарка» - МО Школа русской культуры;
· ноябрь - проект «Отечество - связь времен» - МО учителей истории;
· декабрь - проект «Рождественская шкатулка» -  МО учителей английского языка;
· февраль - проект «Масленица» - МО учителей начальных классов;
· март - проект «Спортивная семья» - МО учителей ФЗК;
· апрель - проект «Неделя добра» -  МО учителей естествознания.
Эта идея не только сплачивает коллективов МО, но и развивает познавательный интерес учащихся к предметам, раскрывает их творческие способности, способствует сохранению и приумножению социокультурного опыта.

Кроме методических объединений учителей проекты Годового круга праздников реализуются творческими группами педагогов.
· сентябрь – проект «Здравствуй, гимназия!»;
· октябрь – проект «День учителя»;
· ноябрь – проект «Дни семьи»; 
· ноябрь – проект «КВН»;
· декабрь – проект «Новый год и Рождественский бал»;
· январь – проект «Вечер школьных друзей»;
· февраль – научно-практическая конференция «Гимназическая весна»;
· февраль – фестиваль «Педагогическая жемчужина»;
· апрель – фестиваль «Радуга добра»;
· апрель – интеллектуальная игра «Совенок»;
· май – проект «Дни славянской письменности и культуры»;
· май – проект «День Победы»;
· май – проект «Живая старина»;
· июнь – проект «Благовест»;
· август – духовно-нравственное и военно-патриотическое учение «Горлица».
Все эти праздники будут из года в год повторяться и по календарю, и по основной идее. Но каждый из них получит развитие, дополнится новыми сюжетными ходами и творческими идеями. Уважение и следование традициям делает жизнь гимназии более размеренной, а главное, мы живем ожиданием праздника.

Годовой круг праздников строится  по  принципу последовательности и равномерности распределения праздников и событий в течение школьного года.

У каждого класса, параллели есть свое место в этом круге: где-то они занимают ведущую роль, где-то менее активную.
Истоковская программа «Воспитания на социокультурном опыте» позволяет все дела и праздники объединить общей идеей духовно- нравственного развития, устраняя разрыв между обучением и воспитанием, поскольку в наш годовой круг входят не мероприятия, а действительно совместное проживание общего дела. Истоковская программа позволяет осуществлять активное воспитание, присоединение учащихся и, что очень важно, их семьи через совместную деятельность к ценностям отечественной культуры, духовному богатству нашего народа.

Именно совместная деятельность сплачивает, родителям становятся понятнее наши проблемы, нужды. Если раньше родители были только сторонними наблюдателями, то теперь нередко на попечительском совете принимаются очень значимые для гимназии решения: и по созданию более комфортных условий в гимназии и по реализации воспитательных задач.
Идея «совместного проживания» традиционных дел по Программе «Социокультурные истоки» на наш взгляд уникальна с точки зрения педагогики. Подтверждением тому стали: ежегодный фестиваль внеклассных мероприятий с участием родителей «Радуга добра» (с 2010 г.),  Детский православный лагерь «Благовест» (с 2002 г.),  духовно-патриотическая игра «Горлица» (с 2010 г.). Когда дети, родители, учителя -  все на равных занимаются общим делом, когда в основе отношений лежит не возраст и статус, а опыт и умения, где личный пример гораздо важнее, чем назидание.

Следует отметить, что по формированию базовых национальных ценностей в Истоках предусмотрен системный подход не только по форме, но и по содержанию. Нельзя «сегодня» формировать патриотизм, а «завтра» - трудолюбие. В Истоках все нравственные категории представлены с учетом возрастных особенностей, из года в год идет постепенное формирование полного образа нравственной категории. Базовые ценности не должны быть локализованы в содержании отдельного учебного предмета, они должны пронизывать все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

За годы работы по этой программе в гимназии создано единое образовательное пространство по духовно- нравственному обучению и воспитанию, удалось большинство родителей сделать не только своими единомышленниками, но и активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Соединяя Истоки и Годовой круг праздников   в учебно-воспитательном процессе, мы отмечаем новый подход к целостной системе обучения и воспитания. Это проявляется в следующем: 
1. Формируется воспитательная среда для осуществления нравственного образования и воспитания.
2. Меняется психологический климат и межличностные отношения как в детском коллективе, так и в педагогическом.
3. Осуществляется соборность в воспитании и образовании.
4. Каждое МО выполняет проекты с учетом профессиональных и психологических особенностей.
5. Равномерно распределяется нагрузка учащихся и учителей в течение года.
6. Выстроили работу так, что во время поста основное внимание уделено только учебной деятельности.

Школьное образование - это ориентир, практические же навыки, социокультурный опыт формируются в процессе активной деятельности и на примерах, которые дети черпают из семьи и окружения. Все проекты в гимназии реализуются при тесном сотрудничестве учителей, детей, их родителей, Алатырского благочинья с участием самых разных государственных и общественных организаций. Вся система воспитательной работы гимназии направлена на реализацию идеи «Школа - социальный институт», где соединяются в единое целое все, кто ответственен за воспитание подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей.