Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определено, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5). Одной из форм такого образования является инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ОСИ)
Специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, объектов спорта, средств обучения и воспитания (кроме учебников), специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, в гимназии не имеется, так как отсутствуют обучающиеся, заболевания которых требует применения подобных средств.
Согласно Паспорту доступности
объекты социальной инфраструктуры доступны частично-избирательно (включая
библиотеку и объекты спорта).
Беспрепятственный доступ в здание гимназии
обеспечивается наличием пандуса на парадной лестнице.
Все обучающиеся со статусом ОВЗ
получают БЕСПЛАТНОЕ ДВУХРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ.
УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в гимназии созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ и инвалидов.
Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной
медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере
охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной,
внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового
образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для
профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической
культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с
законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и
диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения,
употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических
средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во
время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с
учащимися во время пребывания в школе;
• проведение
санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной
помощи
В гимназии созданы все необходимые меры и
условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В школе
оборудован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми
требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в
соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа
Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября
2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в
образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в
период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной
медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации)
осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и
подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется БУ
«ЦРБ Алатырского района».
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ
СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ЭЛЕКТРОННЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
Во внеурочное время обучающимся с ОВЗ и
инвалидам обеспечен доступ в кабинеты информатики, центр
"Точка роста".
В кабинетах информатики 20 компьютеров для
учащихся, в «Точке роста» - 12 нетбуков, которые имеют выход в
Интернет. Работа обучающихся регламентируется Правилами
использования сети Интернет в гимназии.
Адрес официального сайта гимназии http://www.gym6-galat.edu21.cap.ru.
В гимназии функционирует
«NetSchool» – комплексная информационная система для современной школы,
включающая в себя систему электронных журналов. «NetSchool» - единая
среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных
ресурсов, внутренняя электронная почта, форум и т.п.), что улучшает взаимопонимание
и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса (учителями,
учениками и родителями).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах |
|
Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах |
|
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР |
|
Начальная школа - детям, родителям, учителям.
Библиотека ресурсов для учителя начальной школы |
|
Российская электронная школа |
Гимназия не имеет общежития и
интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Выпускники 9-х, 11-х классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен, единый государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен. Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников. Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
· заключение
психолого-медико-педагогической комиссии;
· справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия проведения
экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с
ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность
беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других
помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни,
расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие
приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам
необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей,
помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять
лекарство.
Участники экзамена могут
пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их
индивидуальных особенностей.
Во время проведения экзамена для
участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых
медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ,
экзамен организуется на дому.
Сведения об организации инклюзивного
образования в
2023-2024 учебном году
в МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатырь ЧР
№ |
Группы
детей |
Количество |
Организация
обучения |
1. |
Дети
с инвалидностью |
2 |
3 класс: – 1 обучающийся. Обучение по образовательной программе начального общего образования; 8 класс: – 1 обучающийся. Обучение по образовательной программе основного общего
образования; |
2. |
Дети
с ОВЗ |
2 |
3 класс: – 1
обучающийся. Обучение по АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2; 8 класс: – 1 обучающийся. Обучение по АОП для
детей с ЗПР; |
3. |
Дети
с ОВЗ и инвалидностью |
4 |
3 класс: – 1
обучающийся. Обучение по АОП для детей с ЗПР, вариант 7.2. Обучение на дому. 4 класс: – 1
обучающийся. Обучение
по АОП для детей с НОДА, вариант 6.2. Обучение на дому. 6 класс: – 1 обучающийся. Обучение по АОП с УО, вариант 1. Обучение на дому. 8 класс: – 1 обучающийся. Обучение по АОП для детей с НОДА, вариант 6.1. |