«Личностный рост гимназиста».
- На педагогическом совете выступали:
- Дмитриева Т.В., зам.директора по УВР, о многогранности в развитии детей,
- Душенькин В.В., психолог гимназии, о специфических особенностях одаренных детей.
Характеризуя одаренность как феномен социальной жизни общества, нельзя не отметить, что, эта проблема имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности.
- Мифы:
- Талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо - если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.
- Если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь».Оказывается - не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в четвертом классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к десятому классу это опережение куда-то исчезает.
- Если ученик неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь?Оказывается - не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.
- Если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее (принцип экстенсивного и интенсивного обучения) и проблема его обучения и развития решена.Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.
- Для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов.Оказывается, что ни один из существующих тестов (Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Торренса и др.) не дает гарантии того, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае тесты могут помочь оценить только признаки, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным.
- С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если только он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет, не любой, потому что и у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими гораздо сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Поэтому работать с ними без специальной психологической подготовки может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
- И наконец, бытует мнение, что психолог нужен только для того, чтобы психометрически (с помощью тестов) выявить одаренного ребенка, остальное - забота педагога. Оказывается, что тоже не так. На педагогический совет была предложена к обсуждению новая Программа гимназии «Одаренные дети».
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.
- Задачи:
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определение и использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- организация различных форм работы для проявления детской одаренности.
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов.