Дмитриева Т.В. Всё начинается с Истоков

        

Все начинается с Истоков

То, что духовно-нравственное   воспитание в гимназии №6 города Алатыря является приоритетным направлением, неудивительно, поскольку это продиктовано укладом жизни нашего старинного православного города.  С приходом в Алатырскую гимназию протоиерея Владимира Теплова  и протоиерея Олега Вострикова началась новая страничка жизни педагогического коллектива.

В 2007 году мы познакомились с уникальной программой «Социокультурные истоки».

По решению педагогического совета программа была включена в учебный план гимназии и легла в основу новой системы воспитательной работы.

Скажем  честно, и учителя, и дети, и родители без особого восторга приняли эту программу, для них она была, прежде всего, дополнительной нагрузкой.  Вскоре программа покорила всех. Истоки- это как источник, чем больше черпаешь, тем большей жизненной силой она наполняет. Пришлось духовно потрудиться всем, разбираясь в вопросах истории, религии, искусства и в других образовательных областях.

За годы работы коллектива в гимназии сложилось единое образовательное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания, где стержневой основой является   программа «Социокультурные Истоки».

Учебный курс «Истоки» в гимназии реализуется со 2 по 8 класс. Если прежде один учитель проводил уроки, то, постепенно  классные руководители, кому по духу близки идеи программы, самостоятельно начали  проводить уроки. Сегодня 19 учителей преподают «Истоки».

Классные часы по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проходят с 1 по 8 класс. На сегодняшний день 26 классных руководителей по параллелям совместно, под руководством методиста, готовят классные часы, подбирают материал. Тем самым создается «методическая копилка», которой может воспользоваться каждый учитель гимназии.

Учителя и классные руководители постепенно начинают основные идеи  программы «Социокультурные Истоки» интегрировать  в общеобразовательные предметы. Внутренний мир ребенка целостен и не делится на части, поэтому различные области знаний должны существовать и находиться в гармоническом единстве. Предмет Истоки по своей структуре уже  является интегрированным учебным курсом, ориентированным на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Интеграция позволяет объединить возможности различных областей знаний и создает условия для целостного мировосприятия.

Чтобы лучший опыт учителей был  доступен  вниманию всех остальных, кто делает только первые шаги в познании «Истоков», в гимназии с 2010 года проходят методические фестивали «Радуга добра», «Педагогическая жемчужина», «Радуга Истоков». Учителя гимназии на фестивале представляют  учебные занятия по курсу «Истоки»,  классные часы по программе «Социокультурные Истоки» и интегрированные уроки с  общеобразовательными предметами.

В течение учебного года в гимназии реализуется 11 социальных проектов Годового круга праздников. Стержневую основу проектов   составляют программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Цель проектов: приобщение  всех участников образовательного процесса  к культурно – историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.  Когда дети, родители, учителя все на равных занимаются общим делом, когда в основе отношений лежит не возраст и статус, а опыт и умения, где личный пример гораздо важнее, чем назидание.   Именно совместная деятельность сплачивает, родителям становятся понятнее наши проблемы, нужды. Если раньше родители были только сторонними наблюдателями, то теперь нередко на попечительском совете принимаются очень значимые для гимназии решения: и по созданию более комфортных условий в гимназии и в решении воспитательных задач.  Проектная деятельность в реализации  курса «Социокультурные истоки» помогает решить проблему интеграции программ духовно-нравственного воспитания в системе современного образования, осуществляя переход от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

Еще одной из форм возвращения к традициям современных детей в алатырской гимназии можно назвать городской конкурс историко-краеведческих работ «Живая старина». Он проходит у нас ежегодно в конце мая и приурочен ко Дню славянской письменности и культуры.

Конкурс историко-краеведческих работ «Живая старина» - это попытка через историю и культуру родного города Алатыря или села Алатырского района познакомиться с жизнью замечательных алатырцев, старожилов. Наши бабушки и дедушки - живые носители народной памяти. События, рассказанные  ими всегда согреты собственным душевным теплом, внутренним отношением, которое незаметно передается «от сердца к сердцу» и «проживается» вместе со слушающим.

В стенах алатырской гимназии есть и такая форма приобщения ребят к традициям как  детский  православный лагерь «Благовест» для учащихся 5-9 классов гимназии. Вся организация лагеря   направлена на то, чтобы создать такую среду, в которой ребята могут   сами прожить и прочувствовать то, чем когда-то жили предыдущие поколения.

У «Благовеста» есть девиз, взятый из «Евангелия» - «Будь верен в малом». Девиз конкретный и является основным принципом для всех участников лагеря – и ребят, и взрослых. За его короткой фразой стоит многое: выполнение данного слова, распорядка дня, послушания, своих обязанностей. Он приучает к собранности и ответственности.

В марте 2011года  гимназия  стала победителем всероссийского конкурса православная инициатива в номинации «образование и духовное воспитание» представив свой проект «Верный в малом, верен и в великом» по организации православного лагеря «Благовест».

Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Православная традиция знает ответ на этот исходный, основополагающий вопрос. И вот здесь церковь для нас большой помощник.

Батюшка в нашей гимназии – это больше, чем батюшка. В гимназии учатся, пожалуй, десятка два детей священнослужителей. Еще десятка два гимназистов, вместе с родителями, обучается в воскресной школе. Монастырские дети, которых родители привозят сюда для обучения и воспитания, также учатся в гимназии.

Что дает нам сотрудничество с церковью? Многое!

Наше сотрудничество становится постоянным, устойчивым, и это дает надежду, что наши дети не будут стесняться своей веры, которая лежит в основе любой культуры, и помогут другим обрести ее.

Мы понимаем, что школа станет мертвой, а труд ее безотрадным, если она будет преподавать лишь некую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной.

С 2014 года по решению Минобразования Чувашской Республики гимназия стала базовой школой по распространению опыта работы по программе «Социокультурные Истоки».

Главной, стратегической целью  нашего образовательного учреждения является преобразование гимназии в социокультурный институт,  где соединяются в единое целое все, кто ответственен за воспитание и образование подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей. В этом живом процессе соборно участвуют дети, родители, учителя, культура, духовенство, общественность.  Все вместе мы учимся  тому, чем во все века была пропитана традиционная русская культура – приоритетом духовных ценностей, в основе которых лежит служение Отечеству в широком смысле этого слова.

Вся работа нашего коллектива направлена на осмысление, проживание, сохранение и передачу традиций русского народа нашему следующему поколению. Мы уверены в одном – без этой преемственности не будет крепкой и сильной России. Мы будем рады, если наш опыт кому-то пригодится.