В гимназии завершился фестиваль открытых уроков "Педагогическая жемчужина"

В гимназии завершился VII фестиваль открытых уроков «Педагогическая жемчужина», посвященный Году человека труда в Чувашской Республике.  Эпиграфом фестиваля открытых уроков стали слова  В.Г. Белинского  «Учитель – это сама вечность, а его труд – это вечный поиск познания как творца, мыслителя и гения! Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

 «Педагогическая жемчужина» - это опыт, мастерство и учительское счастье, которым щедро делятся педагоги гимназии.

В рамках фестиваля было представлено 9 уроков по ФГОС и 6 уроков, интегрированных с курсом «Истоки». Именно эти направления методической работы в коллективе являются приоритетными в настоящее время.

При реализации новых образовательных стандартов в обучении шире используются приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика формируются универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  В новых условиях школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Все эти особенности смогли продемонстрировать учителя в увлекательной для детей форме.

Урок Шабановой И.С. в 10-м профильном гуманитарном классе “Teaching: a job for life” был всецело посвящен благородному труду учителя. Ученики и восхищались трудом учителя, и шутили, и рассказывали о своих любимых учителях исключительно на английском языке.

 «Куда течёт время?»- так был назван урок Тиликиной О.В. в 1Б классе, на котором первоклассники размышляли, как ценить и с пользой распределять свое время.

Трушина Н.В. с учащимися  5В класса на уроке «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» решали нестандартные задачи. На уроке рисования  «Прогулка по городу» Милашина Е.И. со своими первоклассниками успели многое: рассказали о достопримечательностях родного города в прошлом и настоящем, защитили свои проекты «Город будущего» и приготовили коллективные панно «Мой город».

Учитель физики  Балакирева И.Б. совершила с учащимися 7А  класса «Путешествие в страну сил». Проведенные на уроке опыты помогли разобраться в особенностях различных видов сил. Учитель химии Мухина И.В. с учащимися 8б класса на уроке «Химические уравнения, или когда Н2≠2Н» тоже проводила опыты. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». А вот на уроке «Музыка - таинственная арифметика души», которую провели учитель математики  Климова Л.В. и учитель музыки Великанова Н.А., учащимся 6В класса для успешного выполнения заданий необходимо было и видеть, и слышать, и правильно считать. Как оказалось, под умелым руководством учителей, гимназистам посильны сложные задачи. Это продемонстрировали и ученики 4В класса, участники математического ралли на уроке Ахметовой Е.Н.  «Движение – это жизнь». На уроке Чередниченко Н.Е. «Ах, как много у света сторон»  ученики 5б класса представили такое количество способов ориентирования на местности, что сразу же всем гостям урока захотелось отправиться в увлекательное путешествие по родным просторам.

Программа «Социокультурные Истоки», реализуемая гимназией с 2008 года, дает  уникальную возможность найти ответы на жизненно важные вопросы, обрести смысловые ориентиры, так как опирается на вечные ценности нашей культуры, передаваемые из поколения в поколение. К глубоким и неоднозначным суждениям о семейной жизни привел разговор на уроке в 10 классе по произведению К. Иванова «Нарспи». «Не в богатстве благо, благо в человеке» - это выражение стало эпиграфом к уроку. Именно эту главную мысль учитель литературы Годунова М.И. провела через весь урок. Все события, описанные в поэме, в контексте программы «Истоки» становятся понятными и объяснимыми. Человек в ответе и перед Богом, и перед людьми за все, что он совершает в жизни, его дела предопределяют его дальнейшую судьбу.

На уроке естествознания  «Охранять природу - охранять Родину»  учащиеся 4Б  со своим учителем Лычагиной Т.Г. тоже говорили об ответственности. «Годы детства» - это, прежде всего воспитание сердца. Без общения с природой трудно представить воспитание сердца. Если в маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание – это будет главным знанием.

Не менее важным в воспитании является слово учителя. На уроке русского языка «Живое слово дороже мёртвой буквы» в 6А классе Федорова Т.Ю. смогла создать такую атмосферу, что воспитывало и слово учителя, и каждый элемент урока. Письмо пером и чернилами, выразительное хоровое чтение, анализ текста - все было подчинено не просто развитию учебных навыков, а формированию души.

О любви, как великой нравственной ценности, размышляли и ученики 10 класса на элективном курсе «Нравственные основы семейной жизни» и ученики 3А класса на занятии по «Истокам». Третьеклассники вместе со своим учителем Маминой Е.Б. рассказывали о том, сколько радости, добра и счастья приносит любовь. Старшеклассники со своим учителем Душенькиным В.В. говорили, что это чувство необходимо взращивать в своем сердце и беречь, что неумение любить приводит к разочарованию и боли. Но все сошлись в одном: любовь ценнее жизни, потому что любовь - это источник самой жизни.

Живой интерес у своих коллег вызвал урок заместителя директора Дмитриевой Т.В. «Голова должна воспитывать сердце, или Человек всегда стоит перед выбором» в 9Б классе. Не часто доводится учителям разбирать урок завуча. Нравственные проблемы, поднятые на уроках, их обсуждение на уроке и после его окончания порой бывают важнее предметных знаний. Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. "В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом", - писал он.

Важно, чтобы ученики не просто присутствовали на уроке, а горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, учились понимать поведение человека, самого себя, окружающих людей, чтобы могли понять, что такое «хорошо» и «плохо», учились бороться с "плохо", ставить  вопросы, искать вместе ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях, о любви.