Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. По мнению К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Каким же должен быть современный учитель? Как известно, Министерство труда и социальной защиты РФ разработало Профстандарт педагога, в котором речь идет о критериях качества работы. Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется необходимостью и эффективностью их применения в реальной образовательной практике.
Учить детей в нашем стремительно меняющемся мире нелегко: развиваются технологии, экономика, на смену прежним приходят новые перспективные профессии, преобразуются образовательные стандарты.
С тем багажом, которым владеет массовый российский педагог, новые стандарты освоить крайне сложно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры. Тем более что профстандарт, кроме уже известных и освоенных компетентностей, предъявляет и ряд новых. Так, например, учитель общеобразовательной школы должен освоить ряд новых компетенций:
• Работа с одаренными обучающимися;
• Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
• Работа с девиантными, зависимыми, социально-запущенными и социально-уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;
• Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным.
Еще в 2009 году в гимназии была разработана программа непрерывного обучения педагогов «Обучая, обучаюсь сам». Инновационность программы заключается в организации работы с педагогическими кадрами с учетом различного уровня их профессиональной компетентности. Для ее реализации мы используем простые, но эффективные способы методической работы:
1. Распределили весь коллектив на группы по уровням педагогической компетентности по методу В. Немовой (1 группа - интуитивный уровень, 2 группа - поисковый уровень, 3 группа – мастерский уровень) и определили точки роста для каждой группы.
2. Наряду с внешним ресурсом повышения квалификации используем собственный внутренний потенциал гимназии. В этих условиях особая роль отводится руководителю и администрации образовательного учреждения. Важно заинтересовать учителей в непрерывном образовании и развитии. Общеизвестно, что профессиональный и личностный рост взаимосвязаны и осуществляются двумя путями:
- первый, когда учитель сам выбирает пути самообразования, но не может же он подобно шелкопряду только из себя вытягивать нить знаний и идей;
- второй путь, когда образовательное учреждение предлагает и создает условия, привлекательные для учителя.
3. Кроме традиционных форм повышения квалификации (курсовая подготовка и семинары в ЧРИО) учителя гимназии стали активнее использовать возможности сетевого обучения с использование интернет (дистанционное обучение, онлайн-консультации, онлайн-лекции и семинары, конкурсы, сетевые сообщества педагогов).
4. Часть управленческих функций делегировали методическим объединениям учителей, развивая их инициативу и самостоятельность.
Так, например в этом году все методические объединения учителей-предметников проводят обучающие семинары по приоритетным направлениям работы гимназии:
· МО учителей естественнонаучного цикла «Проблемы подготовки учащихся к предметным олимпиадам».
· МО учителей истории «Оценивание обучающихся в условиях реализации ФГОС».
· МО учителей художественно-эстетического цикла «Как правильно подготовить и защитить учебный и творческий проект».
· МО учителей английского языка «Домашнее задание в условиях ФГОС: анализ с разных позиций».
· МО учителей математики «Промежуточная аттестация: поиск путей эффективной оценки качества знаний».
· МО учителей русского языка и литературы «Грамотная речь учителя».
31 октября состоялся первый семинар «Проблемы подготовки учащихся к предметным олимпиадам». Руководитель методического объединения учителей естественнонаучного цикла Полянская Наталья Николаевна подготовила презентацию о различных методиках подготовки детей к олимпиадам, определили алгоритм занятий, рассказала о проблемах подготовки и способах их решения.
Учитель физики Ирина Борисовна Балакирева и учитель химии Мухина Ирина Валентиновна познакомили педагогический коллектив с интересными и полезными как для учителей, так и для обучающихся интернет-ресурсами, онлайн-курсами, видеоуроками и видеосеминарами, а также поделились собственным опытом подготовки к олимпиадам различного уровня.
Учитель географии Чередниченко Наталья Евгеньевна представила результаты опроса учителей гимназии. Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются и педагоги, и дети, были названы нехватка времени и большая учебная нагрузка.
По результатам семинара была разработана памятка по методикам подготовки к олимпиадам для каждого педагога. Все материалы размещены в NetSchool и доступны как для учителей, так и для обучающихся.