Душенькин В.В. Профориентационная работа в условиях гимназии.

Система профориетационной работы в МБОУ «Гимназия №6» г. Алатырь ЧР как приоритета государственной политики в Чувашской Республике

 

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, — говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна наткала я полотна».

«Кабы я была царица, — третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя родила богатыря».

А.С. Пушкин.

 

Царь в этой сказке поступает, как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. Но вопрос в том счастливы ли были сестрицы, правильный ли сделали профориентационный выбор?

Возвращаясь из сказки в реальную жизнь, мы можем констатировать тот факт, что современная школа не в полной мере решает задачи по самоопределению обучающихся. Часто школьники имеют смутные представления о своих психологических особенностях, о своих профессиональных интересах и склонностях. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, об учебных заведениях, в которых этим профессиям обучают. У многих школьников жизненно определяющий выбор профиля в средней школе носит случайный характер, который не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Все это мешает их успешной социализации после окончания школы. У учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Об актуальности этих проблем говорилось и на августовской республиканской конференции работников образования.

Для решения важнейшей проблемы профильной школы в гимназии создана комплексная система профориентационной  подготовки, которая включает в себя организацию элективных курсов, классных часов, внеклассных мероприятий, информационную работу и уроков для выпускников основной и средней школы.

Это  позволяет нам не только выявлять профильные и профессиональные запросы учащихся, моделировать виды образовательной деятельности, изучать учебные курсы по выбору, соответствующие будущему профилю или же профессии, но и обучать способам организации процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, самоанализа, построения индивидуальной траектории развития, принятия решения в сложных ситуациях жизненного выбора, что очень важно для социализации личности в современных условиях и дальнейшего образовательного пути.

Также  мы осуществляем сотрудничество с Центром занятости. На базе центра учащиеся получают достоверные сведения о рынке труда в городе Алатыре и  в Чувашской Республике, о востребованных профессиях в нашем регионе и в целом по стране, здесь же проходят и профессиональные пробы.

Традиционными стали и экскурсии учащихся на предприятия города, что особенно важно, так как подростки видят реальный производственный процесс, условия работы. Например, в прошлом году учащиеся познакомились с производственным процессом и профессиями ОАО «Электроавтомат» и ПАО «Завод «Электроприбор».

В рамках республиканского проекта «Профильные инженерно-технические классы в Чувашской Республике» и для популяризации технических и инженерных профессий в гимназии на базе 9-го класса организован инженерный класс. Учащиеся посещают занятия по программированию в Алатырском филиале ЧГУ и занятия по компьютерному моделированию на базе Алатырского технологического колледжа.

Определяя стратегию профессиональной ориентации девятиклассников, мы остановились на программе широко известного в профессиональной среде психологов ученого Галины Владимировны Резапкиной «Психология и выбор профессии», которая качественно отличается от других программ по профориентации. На занятиях по этой программе школьники в ходе самодиагностики изучают не только свои психологические особенности, но и «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность, а также анализируют, насколько они смогут быть более успешными в тех или иных профессиях. Такими психолого-педагогическими средствами как психологические профориентационные тренинги и игры создается поле выбора профиля обучения и формируется готовность учащихся к выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.  В ходе  занятий у учащихся происходит коррекция самооценки, меняются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом.

Например, мы проводим с детьми большую психологическую игру «Звездные перекрестки», которая ставит человека в сложную ситуацию жизненного выбора - остаться на нашей планете Земля, где требуется большая работа по ее благоустройству или улететь к высоко цивилизованным галактикам, при условии, что ты никогда не вернешься на землю и не увидишь своих родных и близких. Следует отметить, что более 30% улетают к неизвестным галактикам, бросая на произвол судьбы нашу грешную землю. В игре «Устройся на работу» учащиеся делятся на работодателей и желающих трудоустроиться, в завершении игры проводится анализ и самоанализ - почему тебя не приняли или приняли на работу. По программе мы изучаем такие разделы «Что я знаю о своих возможностях», «Что я знаю о профессиях», «Способности и профессиональная пригодность», «Планирование профессиональной карьеры».

В основной школе для подростка появляются и выходят на первый план социальные ценности. Именно в этот период важно, чтобы ребенок не просто общался, реализовывал свои психологические потребности, а разобрался, как устроено современное взрослое общество, и начал искать свое место в нем, был социально активным. Исходя из таких потребностей, в 2015 году мы начали реализацию проекта «Служение Отечеству».

Проекты «Отечество – связь времен» и «Семья – начало начал», реализуемые в нашей гимназии уже несколько лет, включают в себя не только организацию различных мероприятий, выставок, тематических классных часов, но и проведение диспутов на актуальные темы. Например, в минувшем году со старшеклассниками мы проводили два диспута «Гражданский брак: за или против?» и «Патриотизм – знак вопроса». На диспуты мы приглашаем не только учащихся, педагогов, родителей, но и различных общественных деятелей города, духовенство. На наш взгляд, именно такая форма разговора с молодым поколением способствует развитию их общественной активности. Сейчас много говорят о политической и социальной пассивности молодежи. Но в достаточной ли мере мы что-либо делаем для решения этой проблемы? Мы предлагаем создать постоянно действующую городскую дискуссионную площадку, которая дала бы возможность диалога старшего и молодого поколений, общественных деятелей, духовенства. На этих встречах молодежь училась бы высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным злободневным проблемам.

Профориетационное самоопределение возможно только тогда, когда происходит личностное определение, а оно возможно при складывании ценностных жизненных ориентиров. Другими словами, человек может правильно выбрать профессию, когда он определил свои жизненные приоритеты, ответил на самые главные и трудные вопросы: зачем я живу? чего я хочу?

Для решения поставленных задач предпрофильной подготовки в гимназии разработано положение о портфолио учащихся. Целью создания портфолио является стремление научить гимназистов анализировать свои достижения в учебной, творческой, социальной и спортивной деятельности и намечать пути дальнейшего развития своих личностных качеств, для достижения успехов в той или иной сфере общественной жизни. В течение учебного года с девятиклассниками проводится сбор материалов для подготовки портфолио по структуре,  разработанной  в положении. И в конце года, вот уже в течение десяти лет, в торжественной обстановке, с обязательном приглашением родителей, присутствием классных руководителей и членов администрации гимназии проходит защита портфолио.

Для выступления гимназисты готовят электронное портфолио в виде презентаций. Особое внимание при защите мы обращаем не только достижениям в той или иной сфере, но и дальнейшему личностному развитию учащегося. Для этого девятиклассники составляют индивидуальную траекторию развития, которая включает в себя духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое, социальное и психологическое развитие. С 2015 года мы включили в портфолио еще один пункт - реализация своих талантов, личностных и творческих начал, профессионального выбора в служении Отечеству. Вступая в другой возрастной период своей жизни, в пору юношества подростки уже должны задумываться над смыслом своих жизненных выборов. Надо сказать, несмотря на наши опасения, ребята успешно справились с этим сложным пунктом портфолио.

Следует сказать, что решение сложных вопросов самоопределения детей невозможно без сотрудничества со взрослыми, от которых ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.  Этому способствует системно проводимое психологами индивидуальное, семейное и групповое профориентационное консультирование, специально организованные встречи с успешными людьми, профессионалами своего дела и, что особенно важно, встречи с выпускниками гимназии, на которых они дают, если можно так сказать, «живую»  информацию о различных вузах нашей  страны.

Очень многое в профессиональном определении зависит не только от работы и атмосферы образовательного учреждения, но и от стиля семейного воспитания, от отношения родителей к профессиональному выбору своих детей. Поэтому большая работа в гимназии проводится с родителями. В течение учебного года классными руководителями, психологами и администрацией гимназии проводятся тематические родительские собрания по проблемам временной перспективы будущего, выбора будущего профиля и профессионального самоопределения школьников. В минувшем году по просьбе попечительского совета гимназии мы приступили к реализации нового проекта «Родительская школа». В этой школе мы хотели бы научить родителей конструктивному общению с детьми, успешному решению различных проблем воспитания современных детей. Пока родительскую школу посещало небольшое количество родителей, в силу, может быть, занятости или непонимания важности вопросов воспитания, но те, кто прошел полный курс занятий, отмечали важные изменения не только в отношениях с детьми, но и в целом улучшения общей семейной атмосферы.

В  результате решения поставленных задач по  предпрофильной подготовке мы наблюдаем у учащихся гимназии высокий уровень сформированности умений объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, готовность осуществлять осознанный выбор профиля, а в дальнейшем вуза, высокий уровень учебной мотивации по избранному профилю. За последние годы до 80-90% наших выпускников продолжают свое обучение в соответствии с выбранным профилем.

Гимназия решает задачи профессионального самоопределение детей и молодежи как приоритета государственной политики в Чувашской Республике и мобильности системы специализированной подготовки обучающихся как условие удовлетворения социальных запросов и потребностей рынка труда.

Педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №6» г. Алатырь ЧР

Душенькин В.В.