Душенькин В.В. Немного о проекте "Семья - начало начал"

Проект «Семья – начало начал» …  С чего все началось? Может быть с осмысления, а затем понимания что происходит вокруг? Может быть с вопроса, что мы конкретно можем сделать  в этой ситуации, чтобы внести свой вклад в решении проблемы?

     В г. Алатыре в 2014 г. на 336 заключенных браков пришлось 203 развода, то есть  более 60% браков распалось. И примерно так же из года в год. Это является одним из факторов отрицательного прироста населения. В этом же году умерло 608 жителей города Алатыря, а родилось всего 365 младенцев. Более 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается непросто население, а трудовой потенциал города, и в целом страны. Демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности. Анкетирование старшеклассников гимназии показало, что около 32% учащихся не связывают счастье с семьей и семейной жизнью, 18% считают возможным для себя «пробные браки», 96% гимназистов не хотят иметь большое количество детей в семье, ограничивая их количество до одного или двух. И 100% старшеклассников считает, что в современных мужчинах много женских качеств и, наоборот, в современных женщинах много мужских.

     Важность  формирования в сознании детей и взрослых ценностей семьи, как основы человеческого счастья, создание престижа семьи и традиционного уклада жизни вызвали необходимость создания проекта «Семья – начало начал».

     Семья - это общественная система, которая является фундаментом любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Как показывает исторический опыт многих народов, крепкая семья способствует формированию сильного государства. Именно в семье происходит формирование и становление личности, которая потом будет выполнять различные социальные роли в государственных институтах.

     Проект включает в себя множество различных мероприятий, в которых участвуют не только учителя и учащиеся гимназии, но и, что особенно важно, родители. Начинают проект самые активные участники - учителя начальных классов.  Они проводят классные часы по теме: «Мои родные и близкие люди», конкурсы рисунков «Моя семья», мультимедийных презентаций «Счастье моей семьи»,  «Моя мама лучшая на свете» и т. д., выставки творческих работ «Что умеют папа и мама», фотовыставки «Галерея семейного портрета», «Моя родословная». Из года в год, в ноябре, фойе гимназии преображается от множества поделок, предметов декоративно-прикладного искусства, рисунков и фотографий. И любой входящий сразу чувствует, что происходит  что-то грандиозное, праздничное, интересное.

     А в это же время классные руководители 5-8-х классов и педагог-психолог гимназии проводят просмотр и обсуждение специально подобранных, современных фильмов по теме: «Семья – начало начал». Мы считаем, что современный подросток более восприимчив к видеоинформации, она для него более актуальна и значит взрослым легче найти пути для диалога по проблемным вопросам современности.

     В проекте так же активно участвуют учителя русского языка и литературы. Они ежегодно проводят конкурс сочинений среди учащихся 5-7 классов по темам, раскрывающим проблемы современной семьи: «В чем счастье человека?», «Почему же люди не живут вместе?», «Кто в доме главный?».

     Традиционными в рамках проекта стали классные часы в 9-11-х классах с участием священнослужителей, которые рассматривают кризисные явления нашего общества с духовной точки зрения: «Современные жизненные ценности и их результаты», «Что такое гражданский брак», «Иерархичность семейных отношений». Встречи с представителями Церкви всегда проходят в диалогичной форме и интересны не только по содержанию, но и по актуальности, возрастной значимости затрагиваемых вопросов.

     Особое место в реализации проекта «Семья – начало начал» занимает организация и проведение диспутов на различные актуальные проблемы современной семьи. На эти масштабные мероприятия  мы приглашаем не только учащихся и их родителей, но и различных общественных деятелей города, духовенство. На наш взгляд, именно такая форма разговора с молодым поколением дает возможность, что очень важно, диалога старшего и молодого поколения. Открытый разговор молодежи с  руководителями предприятий, депутатами, общественными деятелями, священниками способствует развитию общественной активности учащихся, пониманию и осознанию ими социально-экономических и политических процессов, происходящих в  современном обществе и, в конечном итоге, осуществление своего ценностного выбора. Наши диспуты всегда носят яркий, острый характер и выходят за временные и пространственные границы. «В чем счастье человека?», «Гражданский брак: да или нет?», «Кто в доме главный?» вот, далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых на дискуссионной площадке. Сейчас много говорят о политической и социальной пассивности молодежи. Но в достаточной ли мере мы что-либо делаем по этому поводу?

     Данный проект не случайно проводится в преддверии государственного праздника «День матери» и поэтому подведение итогов проекта, награждение наиболее активных участников, сочетается с концертной программой, посвященной этому празднику, которую готовит преподаватель музыки.

     В этом году в проект  включились учителя физкультуры и создали веселый, шумный, задорный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». Мероприятие проходило в виде соревнования.

     Еще хочется отметить, что основные моменты реализации проекта обязательно получают свое отражение в специальном выпуске школьной газеты «Гимнастерка» и в новостях алатырского телевидения.

     Проект «Семья – начало начал» является системным мероприятием, включенным в Годовой круг праздников гимназии. Это своего рода коллективная работа учителей, учащихся, родителей, общественности и  духовенства города, направленная на повышение роли и значимости семьи на современном этапе развития общества.

     Стержневой основой проекта является его связь с программой «Социокультурные истоки». Мероприятия проекта имеют единую целевую направленность и единые духовно-нравственные категории, заключающиеся в воспитании духовно-нравственных традиционных ценностей семейной жизни, передаче традиций и накопленного опыта от одного поколения к другому, трансляции традиционной для нашего Отечества системы семейных ценностей.