Учитель русского языка Деманова Е.А побывала на Всероссийском съезде учителей и преподавателей русского языка и литературы

С 5 по 7 ноября в Москве состоялись Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы и II Съезд Общества русской словесности. В работе съезда приняли участие 1983 делегата из 81 региона России и  представители 47 стран мира. Это учителя, преподаватели русского языка и литературы высших учебных заведений, педагоги дополнительного образования, представители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, сотрудники музеев и библиотек, представители издательств.  Отрадно отметить, что среди делегатов была и Елизавета Анатольевна Деманова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатырь ЧР.

Местом проведения съезда стал Ломоносовский корпус МГУ имени М.В. Ломоносова. Открыл съезд председатель Организационного комитета, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАН Виктор Садовничий. Приветствовали участников съезда советник Президента РФ, председатель Совета по русскому языку при Президенте РФ, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой; министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева; президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына; ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов; победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2019» Лариса Арачашвили.

Президент Российской Федерации В.В. Путин направил участникам приветственную телеграмму, которую 6 ноября на открытии II Съезда Общества русской словесности зачитал советник президента РФ В.И. Толстой. В своём обращении Президент РФ В.В. Путин указал на то, что грамотное владение русским языком позволяет ориентироваться в информационном пространстве, а его хорошее знание открывает большие возможности для личностного и профессионального роста.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая 6 ноября  на открытии II съезда Общества русской словесности, выразил озабоченность тем, что современные школьники имеют фрагментарные и разрозненные знания культуры родной страны, и предложил ввести в школьное обучение единый предмет культурологической направленности, в рамках которого необходимо показать и роль русского языка как культурно-исторического феномена. Идею поддержала министр просвещения России О.Ю. Васильева. По её мнению, курс должен формировать у каждого живущего в России «важнейший духовный код, связанный с русским языком, историей и литературой». Также патриарх Кирилл   призвал организовывать для школьников экскурсии по памятным местам России.

В рамках съезда ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий предложил провести Год чтения в России.

На съезде были обсуждены актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе, вопросы, касающиеся таких форм аттестации, как устный экзамен по русскому языку, итоговое сочинение, ЕГЭ и ОГЭ. Так, Ирина Цыбулько, ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМов по русскому языку, обратила внимание участников съезда на то, что со следующего года не будут заранее озвучиваться направления итогового сочинения — темы сообщат выпускникам в день проведения экзамена.

Запоминающимися для делегатов съезда стали встречи с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  с Сергеем Кравцовым  и писателями, лауреатами премии «Большая книга» Шаргуновым С.А. и Данилкиным Л.А.

В течение трёх насыщенных дней делегаты делились на заседаниях секций своим опытом работы.  Большинство выступающих отмечали, что «художественная словесность как предмет школьного изучения находится в тревожной зоне непрекращающихся предельно острых дискуссий»,  заостряли вопросы на том, как создавать в школе мягкие условия для формирования естественной потребности в чтении.

По итогам работы съездов была принята резолюция.