Мигунова С.Л. Развитие социокультурной идентичности учащихся начальной школы

Среди ориентиров воспитания подрастающего поколения в проекте стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гражданская идентичность стоит на первом месте. В документе сказано: «Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на формирование духовно-нравственных, ценностно-смысловых ориентиров детей, развитие коммуникативных и другие социально значимых способностей, умений и навыков, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности».

Социокультурная идентичность есть определение себя в единстве социальных и культурных координат: с кем я, каково мое место и роль в группе, как меня определяет группа, и как я определяю себя в ней, каковы отличительные черты «мы», кто «мы», кто и почему определяется как «чужой». Идентичность не является данностью. Процесс ее становления и развития задается рамками жизни человека. Это - живой процесс, результатом которого является сознательное отождествление человека (себя) к той или иной группе через культурные ценности и ориентиры, материальную и духовную культуру определенного народа. Если человек отождествляет себя с культурой, если разделяет ценности этой культуры как личные, то он и отвечает за их преемственность, передавая их из поколения в поколение.

Последние исследования показывают, что сегодня у значительной части населения критерии собственной идентичности расшатаны, российская гражданская и политическая идентичность размыта. Общество утрачивает национальные корни, традиции, культурную преемственность поколений. Заметен распад коллективной памяти и потеря веры в общее будущее.

Поэтому в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, традиционные российские религии, природа, человечество и др.

Среди всех, на сегодняшний день, образовательных программ только Социокультурная программа «Истоки» построена на универсалиях культуры, вечных ценностях. «Социокультурная программа «Истоки» направлена, в первую очередь, на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры.  Но так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур, то она может успешно использоваться и в воспитании детей из семей других культурных традиций.

Напомню, базовыми национальными ценностями отечественной культуры Программой «Истоки» начальной школы определены следующие:

1-ый класс – категории: Мир, Слово, Образ и Книга.

2-ой класс – «Родной очаг», «Родные просторы» и духовно-нравственные смыслы «Труда земного» и «Труда души».

3-ий класс – истоки ценностей внутреннего мира человека - Вера, Надежда, Любовь, София.

4-ый класс – истоки традиций Слова, Образа, Дела и Праздника как важнейшие механизмы сбережения базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Проследим, как происходит социокультурная идентификация ребенка с 1 по 4 класс на примере категории «Образ».

Первое, что запечатлевает ребенок, это образы близких людей, семьи. Это есть первая ступенька социокультурной идентичности ребенка, потому что ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, проецируются уже в зрелом возрасте на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В самой первой теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, затем – школы, круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России и добродетелей человека. В процессе занятий по Азбуке ученики формируют позитивное мировоззрение. Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как Благодарность, Добро, Храбрость, Честь, Любовь и др., дети приобретают реальный опыт духовного развития. Этот момент особенно ценен для невоцерковленных ребят. Важнейшим элементом социокультурного развития является запечатление значимых для нашей культуры образов защитников Отечества, великих русских поэтов и образ праздника Великой Победы.

На страницах «Азбуки Истоков» ученик видит образ Родины. Это иллюстрации - образы-символы государственной власти – Герб и Флаг России. Дети вместе с учителем читают не только гимн, но и слова, посвященные Родине – семья, родители, счастье, любовь, добро, хлеб, жизнь!

Позволю себе сделать небольшое отступление.  Возможность мыслить и говорить дана нам Богом. Даром. Это произошло тогда, когда Он вдохнул в человека живую душу. Только после этого душа стала способна воспроизвести СЛОВО. В этом – мы похожи на Бога. В этом – наше подобие Божие. Любой народ живет на Земле до тех пор, пока говорит на своем родном языке.  Что лично для меня ценно в «Истоках», так это то, что только на предмете «Истоки» ребенок обращается к истоку самого слова, учится видеть в русском языке Откровение Божие, народную мудрость, пытается чувствовать тепло и любовь предков, слышать красоту и напевность звучания.

2 класс «Истоков» - это следующая ступенька социокультурной идентичности. Второклассник входит в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Так, если в 1 классе ученик запечатлевал отдельные образы русской культуры, то во 2 классе он приобщается к целостным образам социокультурной среды близкой ему, таким как «Родной очаг», «Родные просторы». Раз ребенок должен себя как-то идентифицировать, отличить от других, значит, он должен осознать свое имя. С этой темы начинается учебник 2 класса. Второкласснику открывается духовный смысл имени как бесценный дар, имя – свято, в нем живет прошлое (образ святого покровителя) и будущее, его нельзя посрамить. Он по-новому осознает свой род. Дети рассуждают, зачем дому нужен уклад и порядок. Ребята узнают, по каким правилам-традициям живут люди в деревне и городе, почему именно город является хранителем культуры и твердыней веры и почему именно город нуждается в доброте и милосердии.        

         Важными для социокультурной идентичности второклассника являются образы праздников Масленицы, Пасхи, Троицы, Дня Победы–все это знаковые даты для русского человека. Очень логично тему праздников продолжают темы «Икона» (в переводе с греческого «образ») и «Храм». Разве не этими образами более тысячу лет жила Святая Русь? Доступным для детей языком передается тишина и внутренняя чистота этих образов. И уже на активном занятии они выходят на разговор о правилах, с помощью которых можно строить храм своей души. Вот, когда на уроках происходит присоединение ребенка к истокам своей родной культуры, так он начинает отождествлять себя в ней, а, значит, и укореняться в ней.

В 3 классе на «Истоках» в центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Мы знаем, что русский народ отличается от других народов. Итальянцы называют свою Родину «солнечной». Англичане любят выражение «старая Англия». Французы говорят о «прекрасной Франции», немцы – об «ученой Германии». А наши предки именовали свое Отечество Святой Русью. В этих словах – не оценка жизненной действительности (наши предки прекрасно понимали, как далека реальная жизнь от святости), а стремление Руси к земному устроению, основанному на христианских добродетелях. А это не внешние, а внутренние ориентиры. Наивысшие из них Вера, Надежда, Любовь и София.

Третьекласснику открывается самый главный Образ, который веками почитал наш русский народ – Образ Иисуса Христа. Почему? Потому что в Нем все самое чистое и святое, истинное и доброе. В нем - высшая Правда. Ему можно мысленно доверить свои тайны. И только у Него можно научиться жить по правде. Этот Образ третьеклассник видит у себя дома на иконах. Он понимает, что он (и его семья) принадлежат этой христианской культуре. Одновременно он узнает, что к человеку другой национальности и веры нужно относиться уважительно, потому что Православная Вера учит, что человек создан по Образу и подобию Божию. Почитая человека другой культуры, христиане почитают Образ Божий в нем. Поэтому православные веками мирно уживались с мусульманами, буддистами, иудеями, людьми других религий.

За Образом Христа стоит Образ Любви. Традиционно русский человек понимал её с большой буквы, по-христиански, как заботу о другом человеке, как жертвенную любовь Третьеклассник узнает, что понимается под словами: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», что там, где Любовь-там  Бог и правда, что любить – значит творить добро.

Постепенно ребенку открываются тайны внутреннего мира человека. Он узнает, что правду можно слушать и не услышать, что правду узнают внутренним зрением и слухом, чтобы жить по правде, нужно всю жизнь учить свое сердце быть зрячим, а душу – чуткой. Как важно, чтобы в человеке было согласие между умом, сердцем и душой. Такое внутренне единство человека помогает ему в трудах, которые он выполняет честно и качественно. Так внутренние добродетели человека проявляются в социокультурном пространстве.

На последних страницах учебника 3 класса дети узнают  - чем ум отличается от разума, что является истоком знаний и мудрости. Почему на Руси в 11-12 веках было много храмов, названных в честь Софии?  В этом факт устремленности русской культуры к Премудрости (т.е. Божией мудрости). Дети на уроках узнают, что Истина находится, прежде всего, в мудрых книгах – летописях, житиях святых, поучениях и, конечно, в Священном Писании (Откровении). Ребятам в 3 классе открываются удивительные вещи. Оказывается, что Истину можно познать и в художественном образе из книг. Истина Веры живет в Образах на иконах. Что на земле есть люди, на которых держится наша жизнь - это те, кто доброе дело исполняют искренне и очень тщательно, истово.

Так, постепенно, дети проникаются ценностями родной культуры. Ведь, чтобы любить ее, жить в ней, её надо знать.

В 4-ом классе учебный курс обобщает всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и выводит его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей, на уровень цивилизации. Поэтому в 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

В 4 классе уже формируются ценностные отношения ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум. Ребенок уже понимает, что для того, чтобы быть нужным и полезным, необходимо внутренне духовно развиваться. Он уже дает духовные ответы на вопросы «Кто я? Кто мы?». Учебный материал 4 класса делится на 4 раздела: «Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела» и «Традиции праздника».

 «Традиции – это свод взглядов, обычаев и норм поведения, это определенный порядок, уклад жизни». Традиция есть стержень культуры. Важно, чтобы эта сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений.

Так, в теме «Священные образы» изображение Иисуса Христа представлено в 3 основных образах: как «Спасителя» - икона «Спас» А.Рублева (15 век), как «Источника Истины» - фреска «Пантократор» Дионисия (17 век) и как «Владыки всего видимого и невидимого мира» - икона «Спас в силах» А. Рублева (15 век). Дети читают вместе с учителем текст, начинают различать эти священные изображения, вдумываются в смыслы, работают в тетрадях и осознают, что образ Христа не только для каждого русского человека, но и для всей русской цивилизации является самым главным. Бог пришел в мир для того, чтобы человек мог воссоздать в себе образ Божий, а ведь к этому и стремился русский человек.

Образ Пресвятой Богородицы традиционно воспринимался русским народом как образ Матери Божией (в западной культуре – это образ Мадонны-красивой, молодой девушки). В русской традиции 3 типа Её образа - «Умиление», «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта») закрепляются для ребят на уроках как Образы Заступницы, Утешительницы, Охранительницы от всех бед. Из рассказов учебника четвероклассники узнают, что именно образ Богородицы был и есть определяющим для нашего Отечества, что именно Она спасала нашу Родину в трудную минуту.

Все типы образов Спасителя и Божией Матери даются ребятам на Истоках не случайно. Все они появились в русской культуре из Византии (поэтому они имеют еще и греческие названия), а Русь в 15 веке стала ее преемницей. И во все века эти образы передавались из поколения в поколение. Ни один иконописец не дерзал что-то исправить в лике святых. А ведь надо еще сохранить и правильное понимание изображенного. Надо, чтобы ребята унаследовали одинаковое с предыдущими поколениями их осмысление. Иначе традиция будет нарушена.

Важный образ для культуры – это «Праздник». Пожалуй, главная особенность всех праздников – и земледельческих, и общинных и государственных, и церковных, и семейных в их соборности и единстве. А это есть отличительная черта русской культуры. Гуляли всем миром, всей семьей, улицей, деревней. Праздник объединял людей одной для всех значимой датой или событием. Люди становились народом.

Вот так, в 4 классе происходит узнавание своей родной культуры и себя лично на уровне базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Социокультурная идентичность курса «Истоки» в рамках начальной школы достигается:

1.         За счет системности и преемственности образов. Этому способствует и разработанная система активного воспитания через АФО. Кстати, активные формы обучения – это, на мой взгляд, воплощенная в современной педагогике авторами Истоков идея соборности русской культуры.

2.         Личностного уровня развития детей, а не за счет информации. Истоки помогают понять «смысл» родной культуры.

3.         Развития внутреннего, духовного мира ученика и осознания себя деятельностным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

4.         Совместной деятельности и общения, что способствует приобретению коммуникативных качеств и умений детей.

5.         Опоры на первоначальный контекст ценностей русской культуры, что дает ребенку верный жизненный ориентир.

6.         Целостного восприятия и мышление, что дает детям выход на функцию самосовершенствования.

В итоге, ребята уже в начальной школе приобретают социокультурный опыт и начинают осознавать смысл служения Отечеству. Они понимают, что являются хранителями и носителями русских христианских традиций. Ощущение принадлежности себя к отечественной культуре дает ребятам уверенность, формирует чувство безопасности и социальной защищенности.

 

 

Мигунова Светлана Львовна,

учитель истоков МБОУ «Гимназия №6»

города Алатыря Чувашской Республики