Образование
– важнейший институт гражданского общества и российского государства,
максимально охватывающий интересы, потребности и права детей, родителей и
законных представителей, педагогов и руководителей – участников образовательных
отношений. При этом многогранно вовлечены в процессы также и участники
отношений в сфере образования – федеральные государственные органы, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
работодатели и их объединения.
Система
образования выступает основой обеспечения гражданского единства и
патриотического воспитания подрастающего поколения, консолидации педагогического,
родительского, профессионального и научного сообществ, всех уровней
государственной власти.
Приоритеты
государственной образовательной политики направлены на развитие системы
образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально
ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному,
интеллектуальному и физическому совершенству.
Для
российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений
«Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которой
«права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России», – традиционные
российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую
многонациональную и многоконфессиональную страну.
В
условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и
открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают
задачи укрепления единства народов Российской Федерации «на основе
общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов
и общественно значимых ориентиров социального развития».
Важнейшим
символом российского государства выступают его государственные символы и их
включение в содержание обучения и воспитания в системе образования.
Использование
в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций, детей,
находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, государственных
символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к
российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти.
Государственные
символы – консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской
идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной
частью образовательного процесса, включается в изучение на всех уровнях образования
при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ
воспитания.