Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем
итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались
в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем
итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
Ниже перечислены названия разделов и
подразделов банка тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его
личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку
(окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и
традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская
позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
В 2022/23 учебном году комплекты тем
итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались
в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно
пополняться новыми темами.
В каждый комплект тем итогового сочинения
будут включены по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры
в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в
жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни
человека»
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе
сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о
выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и
дружбе;
¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни
человека
Темы этого раздела:
¾ связаны со взглядом на человека как представителя
семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾ касаются вопросов исторического времени,
гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в
истории;
¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и
общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
¾ побуждают рассуждать об образовании и о
воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге
и направлениях развития общества
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о
феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о
собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
¾ касаются миссии художника и ответственности
человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том
числе в связи с юбилейными датами);
¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни
человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и
природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий
на человека.