Ворожейкин И.А. Особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС НОО по предмету «Физическая культура»


        Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир младшего школьника, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье ребенка. Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной школы делает акцент на формирование у младших школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагает:

ü интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты в спорте;

ü знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;

ü умение использовать полученные знания о спорте для эффективной организации подвижных игр, успешного выступления в соревнованиях.

Все программы по внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся начальных классов по своему содержательному наполнению ориентируются на укрепление здоровья младших школьников, соотносятся с Федеральным государственным образовательным стандартом и концепцией образования, целями которых являются:

ü во-первых, способствовать освоению основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе;

ü во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества таким, как человек, здоровье, природа, труд, семья, отечество.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности мы рассмотрим на примере программы «Подвижные игры» для 1-4 классов.

Цель программы: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Основными задачами  программы являются:

ü укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

ü  развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

ü  развитие сообразительности, творческого воображения;

ü  развитие коммуникативных умений;

ü  воспитание внимания, культуры поведения;

ü  создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

ü  обучение умению работать индивидуально и в группе,

ü  развитие природные задатки  и способности детей;

ü  развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

ü развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Планируемый результат:

ü у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играм;

ü сформировано начальное представление о культуре движении;   

ü младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

ü обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;             

ü умение работать в коллективе.

Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности


Личностными результатами кружка «Подвижные игры» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 

оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

выражать  свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;


Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры» являются сформированные  следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД:

ü определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

ü проговаривать последовательность действий во время занятия;

ü учиться работать по определенному алгоритму;

 Познавательные УУД:

ü умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

ü планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

ü постановка вопросов  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

ü разрешение конфликтов  выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

ü управление поведением партнёра  контроль, коррекция, оценка его действий;

ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

ü формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

 

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1  раздел  «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 классы;

2  раздел  «Игры народов России», изучается со 2 по 4 классы;

3  раздел  «Подвижные игры», изучается в 1 и 2 классах;

4  раздел  «Эстафеты», изучается с 1 по 4 классы.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям   знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации подвижных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.