Процесс физического
воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир младшего
школьника, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений
изменяется характер деятельности всех органов и систем организма,
совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям,
воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое
здоровье ребенка. Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности
учащихся начальной школы делает акцент на формирование у младших школьников
активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и
предполагает:
ü интерес к спорту и
оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном
участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более
высокие результаты в спорте;
ü знания в области
оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
ü умение использовать
полученные знания о спорте для эффективной организации подвижных игр, успешного
выступления в соревнованиях.
Все программы по внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся начальных классов по своему содержательному наполнению ориентируются на укрепление здоровья младших школьников, соотносятся с Федеральным государственным образовательным стандартом и концепцией образования, целями которых являются:
ü во-первых, способствовать освоению основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе;
ü во-вторых,
способствовать развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного
российского общества таким, как человек, здоровье,
природа, труд, семья, отечество.
Внеурочная
деятельность спортивно-оздоровительной направленности мы рассмотрим на примере
программы «Подвижные игры» для 1-4 классов.
Цель программы: формирование
гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство.
Основными
задачами программы
являются:
ü укрепление
здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
ü развитие
двигательных реакций, точности движения, ловкости;
ü развитие
сообразительности, творческого воображения;
ü развитие коммуникативных умений;
ü воспитание
внимания, культуры поведения;
ü создание проблемных
ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
ü обучение умению
работать индивидуально и в группе,
ü развитие природные
задатки и способности детей;
ü развитие
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
ü развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной
продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
ü у выпускника начальной
школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими
упражнениями и подвижными играм;
ü сформировано начальное
представление о культуре движении;
ü младший обучающийся
сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности,
организации отдыха и укрепления здоровья;
ü обобщение и углубление
знаний об истории, культуре народных игр;
ü умение работать в
коллективе.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности
Личностными результатами кружка «Подвижные
игры» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры» являются сформированные следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
ü определять и формировать цель деятельности
с помощью учителя;
ü проговаривать последовательность действий во время занятия;
ü учиться работать по определенному
алгоритму;
Познавательные УУД:
ü умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
ü планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
ü постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
ü разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
ü управление поведением
партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
ü формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Содержание программы
Программа
предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных,
двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению
желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами
деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети
учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это
возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные
какому-то алгоритму.
Игры – это не только
важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть
любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры,
распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на
развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление,
восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего
поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств,
выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и
выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и
задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Весь материал разделяется на отдельные
разделы:
1 раздел – «Русские народные игры», изучается с 1 по 4 классы;
2 раздел – «Игры народов России», изучается со 2 по 4 классы;
3 раздел – «Подвижные игры», изучается в 1 и 2 классах;
4 раздел – «Эстафеты», изучается с 1 по 4 классы.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям – знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации подвижных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.