Чугунова Е.А. Собранность, ответственность и самоконтроль

          Собранности и самостоятельности недостает многим первоклассникам. Все это — издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребенка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.

Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать свое детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый». А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слезы, да еще домашних упрекнет: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребенку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо — изо дня в день, шаг за шагом — вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу. И тогда ребенок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрел необходимых навыков для успешной учебы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля.

Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребенку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых еще нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приемы просты, ими может воспользоваться каждый. К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеенку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да еще не забыть тряпочку: руки вытирать. А вот другое задание — нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь ее, во что с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает. В чем проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое — всего лишь помочь ребенку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя. Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребенку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.