Качество и безопасность предоставления услуг детского
отдыха
Массовым
видом летнего отдыха традиционно являются лагеря с дневным пребыванием. Кроме
этого, отдохнуть и поправить здоровье можно в загородных оздоровительных
учреждениях и особенно в санаториях, в которых в полной мере используются
различные формы оздоровления.
Услуга
отдыха детей в лагере регулируется в том числе, законодательством о защите прав
потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями
соответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение
приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.
В целях
эффективного обеспечения отдыха и оздоровления детей в период летней
оздоровительной кампании хозяйствующим субъектам, оказывающим по возмездному
договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо
уделять особое значение соблюдению законодательства в сфере защиты прав
потребителей.
Согласно
положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) потребитель имеет право на
то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни
и здоровья потребителя.
Кроме того,
действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение
соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона от 24.11.1996
г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального Закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в учреждениях
отдыха и оздоровления».
Положениями
ст. 4 Закона №2300-1 также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному
договору, помимо соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4),
обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения (п.п. 2, 3 ст. 4) должна
соответствовать обязательным требованиям.
Строгие
требования к работе оздоровительных учреждений предъявляются к системам
водоснабжения и канализации, работе пищеблоков. Контролируется качество
питьевой воды, воды из водоемов в местах купания детей. Открытие
оздоровительного учреждения и заезд детей разрешается только при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В медицинских книжках
работников должны быть отметки о полном прохождении медицинского обследования, сведения
об обязательных прививках, о прохождении профессиональной гигиенической
подготовки и аттестации с допуском к работе. К работе с детьми в
оздоровительных учреждениях не допускаются лица, не привитые против дифтерии и
кори. Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти
обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных
инфекций.
В случае
причинения вреда жизни или здоровью ребенка, а также его имуществу вследствие
некачественного оказания услуг, возмещение ущерба возлагается
на поставщика услуг в полном объеме (ст.14 Закона № 2300-1).
В случае
оказания некачественных услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать
(ст. 29 Закона №2300-1):
-
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
-
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения
понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами
или третьими лицами.
Кроме того,
потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и
потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным
договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы
(оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной
работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий
договора.
Если имелся
факт нарушения срока оказания услуги - срока начала и (или) окончания оказания
услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона №2300-1):
- назначить
исполнителю новый срок;
-
потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться
от исполнения договора об оказании услуги.
Также
потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в
связи с нарушением сроков оказания услуги.
При
нарушении исполнителем услуг прав потребителя, правовыми основаниями для
компенсации потребителям морального вреда служат положения ст. ст. 151,
1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона №2300-1.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»