В программе «Социокультурные истоки» авторским коллективом, который
возглавляет Игорь Алексеевич Кузьмин - профессор, член-корреспондент РАЕН, главный редактор Издательского дома «Истоки», продумано
все: концепция, содержание, инструментарий. А в 2014 году предложен еще один
инструментарий, который, на мой взгляд, придает программе логическое завершение
- это проект «Служение Отечеству». Автор данного проекта Ольга Александровна
Бандяк - первый учитель курса «Истоки», а ныне начальник отдела общего и
дополнительного образования Управления образования Администрации города
Вологды. Свой проект Ольга Александровна презентовала на XXII Международных
Рождественских образовательных чтениях «Преподобный Сергий. Русь. Наследие,
современность, будущее».
В чем заключается идея проекта «Служение Отечеству» по задумке авторов?
Выполнение проекта «Служение Отечеству» осуществляется с целью
систематизации и обобщения знаний и социокультурного опыта, приобретенных при
реализации программы «Социокультурные истоки» в 1–11 классах, определения
уровня развития воспитательной функции образования у выпускников общеобразовательной
школы.
Проект «Служение Отечеству» разрабатывается непосредственно выпускником —
автором проекта при поддержке учителя «Истоков».
Выполнение проекта позволяет «оценить, как выпускник школы владеет
содержанием предмета «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном
опыте», представляет свое видение служения Отечеству и связывает это с
достижением жизненных ожиданий в различных сферах деятельности, своим
социальным статусом, оценивает свою готовность к служению Отечеству и своим
близким»[1].
Работа над проектом осуществляется в 10–11 классах.
Завершив учебный курс «Истоки», старшеклассникам нужно поразмышлять о
том, что они обрели для личностного роста за девять лет обучения, какие
духовно-нравственные категории и ценности являются для них ключевыми. На пороге
профессионального самоопределения важно понять, где в полной мере можно себя
реализовать.
Главная проблема, с которой
сталкиваются школьники и их родители при выборе профессии ― неопределенность перспектив. Эта
неопределенность связана не только с развитием российской экономики, но и с
жизненными установками. И
дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их
жизнь.
Проект «Служение Отечеству» может помочь старшеклассникам не только разработать
свою дальнейшую траекторию развития, но и осознать, как наполнить свою жизнь
смыслом.
Проект содержит традиционные элементы: цели, задачи, содержание,
результат.
Формулировке цели проекта предшествует постановка проблемных вопросов:
*Что является главным в служении Отечеству?
* Что определяет путь будущего служения Отечеству?
* В чем заключается предназначение России и служение русского
народа?
* Как я представляю свое служение Отечеству?
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности
вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания
становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы
личности. Тысячелетний духовный и культурный опыт нашего народа не становится
архаичным и уже не существующим. Он хранится в глубинах человеческого сознания
и доступен чуткому сердцу. «И именно из
этих-то непостижимо глубоких тайников души человеческой рождаются и лучшие ее
побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения
искусства и поэзии, которым дивится свет, не понимая, откуда они могли
родиться…»[2]
Так, шаг за шагом по «истоковской дороге» школьники вместе с
родителями и учителями напитываются живительной силой, постигают истинные
ценности, осознавая приоритет духовных ценностей над материальными.
Первый концентр образования (1-4 кл.) приобщает детей к
ценностям семьи, родного края, ценности внутреннего мира, где просто и
одновременно глубоко они прикасаются к понятиям Вера, Надежда, Любовь и София.
Ребята уже в начальной школе приобретают социокультурный опыт и начинают
осознавать смысл служения Отечеству. Они понимают, что являются хранителями и
носителями отечественных традиций. Ощущение принадлежности себя к отечественной
культуре дает ребятам уверенность, формирует чувство безопасности и социальной
защищенности.
Второй концентр образования (5-11 кл.) приобщает ребят к
главным категориям жизни Отечества и развивает систему духовно- нравственных
ценностей благодаря знакомству с истоками дела, творчества, подвига. Учащиеся
познают важные особенности нашего Отечества в прошлом, настоящем и будущем,
приходят к пониманию смысла служения Отечеству.
И к 10-11 классу учащиеся выходят на осмысление
социокультурного опыта нашего народа, основанного на преемственности неизменных
ценностей.
Автор учебников «Истоки» А.В. Камкин отмечал: «Важно
показать, что эти ценности не исчезли, они живы, они среди нас и в нас. Поэтому
важен принцип актуализации важнейших категорий и ценностей культуры. И, наконец,
каждая универсалия представлена и в перспективном плане. Дети начинают
осознавать, что мир этих ценностей будет с нами и дальше, с новыми поколениями.
А носителями и продолжателями их будут они сами»[3].
В ходе проектной работы ребятам предлагается осуществить
выбор не менее пяти категорий из программы учебного курса «Истоки», которые, по
мнению автора проекта, позволят представить наполнение категории «Служение
Отечеству» и авторское видение проблемы.
В первой части работы обозначается
важность темы для автора, его ближайшего
окружения, общества и дается ответ на
один из проблемных вопросов «В чем заключается предназначение России и
служение русского народа?». В основной же части работы определяется смысл
личного служения Отечеству «Как я представляю свое служение Отечеству?».
Рекомендуется использовать опыт и наработки автора по итогам освоения программы
«Воспитание на социокультурном опыте», запечатленные на страницах Первой книги
и в ходе проектной деятельности.
Защита проекта должна проходить в 10 или в 11 классах. Мы долго думали о
возможностях реализации проекта. Посоветовавшись с авторами, мы предложили свой
путь - адаптировать его к защите портфолио обучающимися 9-х классов, поскольку выпускники
в конце учебного года всецело заняты итоговой аттестацией.
На защите портфолио девятиклассники представляют свои достижения в
обучении, творчестве, спорте, результаты психолого-педагогической диагностики и,
конечно, подводят итоги личностного и духовного развития.
Раздел «Мое служение Отечеству» при защите портфолио позволяет сделать акценты
не на «успехах», а на осмыслении собственного предназначения в этом мире. И это
самое трудное для ребят. Они могут много рассказывать о подвигах героев, о
добрых делах, совершенных кем-то, а о себе всегда говорить трудно. Порой
человек, прожив всю жизнь, не может понять: в чем смысл его жизни, его
предназначение. Часто дети понимают слово «служение» как героизм. А истинное
служение может быть тихим, незаметным. Служение, прежде всего - это любовь.
Любовь к Отечеству, любовь к людям,
любовь к семье, любовь к родным и близким, к их чувствам и традициям. И не
может быть личного, семейного благополучия, значимых достижений в профессии, в
общественной деятельности без готовности к служению своему Отечеству — тому
коллективу, обществу и государству, в котором живет каждый из нас. Не случайно
в истоковкой книге для развития говорится «там, где ты стоишь сейчас, там и
поле Куликово». Не достигнув определенного уровня духовного развития сложно
понять смысл служения.
Но начинать этот трудный разговор со старшеклассниками непременно
стоит.
На защиту приглашаются родители, родственники, учителя и обучающиеся. По отзывам родителей многие впервые видят своих детей ответственными,
мыслящими.
Очень важно по завершению
проекта продолжить деятельность в выбранном направлении, поэтому автору
необходимо предложить в рамках защиты проекта механизм продвижения результатов
и развития проекта, спрогнозировать
краткосрочные итоги и долгосрочные результаты реализации проекта. Завершается портфолио обучающегося
разделом «Моя траектория развития». В этом разделе ученики определяют не только
выбор профиля бучения, будущей профессии, но и то, какие нравственные категории
и ценности запечатлелись в их сердцах за годы обучения и с которыми они пойдут
по жизни.
Так, благодаря программе «Социокультурные
истоки», дети и подростки начинают чувствовать себя укорененными в своей земле,
большой и малой Родине. Из года в год на уроках истоков они размышляют о
традициях семьи и рода, служения ближнему и Отечеству, учатся понимать языки
родной природы и смыслы выдающихся памятников культуры. Они приближаются к
нравственным урокам предыдущих поколений и, что очень важно, начинают применять
эти уроки к себе и осознавать себя наследниками великой культуры, готовыми
нести ее новым поколениям. Вот это и есть цель «Истоков», вроде бы вполне
естественная»[4].
Таким
образом, проект «Служение Отечеству» способствует: личностному развитию и
социализации, помогает сделать правильный и осознанный выбор дальнейшей
профессии, мотивирует на развитие творческих способностей, формирует чувство
ответственности.
От сердца к сердцу
передаются важнейшие ценности: от учителя к ученику, к родителю, от любящего
сердца к любящему сердцу.