ПРОГРАММА "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ"

Все начинается с Истоков

 Из опыта работы МБОУ «Гимназия №6 им.  академика – кораблестроителя А.Н. Крылова» города Алатыря Чувашской Республики.

  

Программа«Социокультурные истоки»
Учебный курс «Истоки»
Курс классных часов «Воспитание на социокультурном опыте»
Из опыта работы гимназии

Неудивительно, что духовно-нравственное воспитание в гимназии №6 города Алатыря является приоритетным направлением, поскольку это продиктовано укладом жизни нашего старинного православного города.

В 2007 году мы познакомились с уникальной программой «Социокультурные истоки». Авторы программы И.А. Кузьмин - профессор, член-корреспондент РАЕН, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин - доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского государственного педагогического университета.

«Истоки» - это новое междисциплинарное, интегрирующее направление в науке и образовании, отвечающее за привнесение в образование первоначального контекста системы духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей.

Началась новая страница в жизни школьного коллектива.

По решению педагогического совета программа была включена в учебный план гимназии и легла в основу новой системы воспитательной работы.

Скажем честно, и учителя, и дети, и родители без особого восторга приняли эту программу. Для них она была, прежде всего, дополнительной нагрузкой. Вскоре программа покорила всех. «Истоки» как источник: чем больше черпаешь, тем большей жизненной силой они наполняют.

Пришлось духовно потрудиться всем, разбираясь в вопросах истории, религии, искусства и в других областях.

За годы работы коллектива в гимназии сложилось единое образовательное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания, в которой стержневой основой является программа «Социокультурные Истоки».

Учебный курс «Истоки» изучается в гимназии с 1 по 9 класс. Часы выделены из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Во всех классах 1 раз в месяц проводятся классные часы по программе «Воспитание на социокультурном опыте».

Программа «Социокультурные Истоки» построена на универсалиях  культуры, вечных ценностях, передаваемых из поколения в поколение. Она направлена, в первую очередь, на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Но так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур, то она может успешно использоваться  и в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций.

Если прежде один учитель проводил уроки, то, со временем классные руководители, кому по духу близки идеи программы, самостоятельно начали проводить уроки. 

И постепенно учителя и классные руководители начали основные идеи программы «Социокультурные Истоки» интегрировать в общеобразовательные предметы. Внутренний мир ребенка целостен и не делится на части, поэтому различные области знаний должны существовать в гармоническом единстве. Предмет Истоки по своей структуре уже является интегрированным учебным курсом, ориентированным на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Интеграция позволяет объединить возможности различных областей знаний и создает условия для целостного мировосприятия.

Учителя и классные руководители по параллелям совместно, под руководством методиста, подбирают материал, создают общую «методическую копилку», которая доступна для всех.

Духовно-нравственный контекст «Истоков» придает всему учебно-воспитательному процессу целостность.

Ученики приобретают социокультурный опыт и начинают осознавать смысл служения Отечеству. Они понимают, что являются хранителями и носителями отечественных традиций. Ощущение принадлежности себя к отечественной культуре дает ребятам уверенность, формирует чувство безопасности и социальной защищенности.

 

Любое начинание ставит множество вопросов и проблем, но мы  были приятно удивлены, когда поняли, что программа «Социокультурные истоки» всецело соответствует основным идеям и положениям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Приоритетная цель  школьного образования, в соответствии с ФГОС, не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Достижение этой цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Учителя гимназии видят большие плюсы для решения данной цели в использовании истоковской методики, в основе которой лежат активные формы обучения: работа в группах, в парах, в тройках, в четверках и  разновидности ресурсного круга.

Пять аспектов в системе активных занятий по Истоковедению: содержательный аспект, управленческий аспект, коммуникативный аспект, психологический аспект, социокультурный аспект позволяют  выйти на новый уровень качества образования, который и предусмотрен в стандартах.

Благодаря истоковской методике учителя могут объективно определить не только степень овладения учащимися содержанием предмета, но и обеспечить формирование универсальных учебных действий. Использование активных форм работы позволяет учителям достигнуть нового уровня качества образования, решая тем самым комплекс задач определённых ФГОС.

        Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Следует отметить, что по формированию базовых национальных ценностей в Истоках  предусмотрен системный подход  не только по форме, но и по содержанию.  Нельзя «сегодня» формировать патриотизм, а «завтра» - трудолюбие. В Истоках  все нравственные категории представлены с учетом возрастных особенностей, из года в год идет постепенное формирование  полного образа нравственной категории. Базовые ценности не должны быть локализованы в содержании отдельного учебного предмета,  они должны пронизывать все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Когда в 2020 году коллектив гимназии приступил к разработке Рабочей программы воспитания, сомнений не было: мы на верном пути. Программа «Социокультурные истоки» всецело соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Также без особых проблем  рабочие программы по предметам были скорректированы с учетом рабочей программы воспитания.

Гимназия живет истоками.

Главной, стратегической целью нашего образовательного учреждения является преобразование гимназии в социокультурный институт, где соединяются в единое целое все, кто ответственен за воспитание и образование подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей. В этом живом процессе соборно участвуют дети, родители, учителя, культура, духовенство, общественность. Все вместе мы учимся тому, чем во все века была пропитана традиционная русская культура – приоритетом духовных ценностей, в основе которых лежит служение Отечеству в широком смысле этого слова.

Вся работа нашего коллектива направлена на осмысление, проживание, сохранение и передачу традиций русского народа нашему следующему поколению. Мы уверены в одном – без этой преемственности не будет крепкой и сильной России.

Программа «Социокультурные истоки» позволяет создать модель системного развития образовательного учреждения и способствует достижению обучающимися современного качества образования на основе духовно-нравственного опыта своего народа.

«Истоки» направлены на то, чтобы учащийся попытался осознать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества. Важно и то, что в рамках реализации программы духовно-нравственные ценности развиваются не только у учащихся, но и у педагогов и родителей, которые находятся в совместном процессе духовного созидания.

Мы понимаем, что проблемы воспитания невозможно решить ни за счет отдельных проектов (даже если они глубокие и продуманные), ни за счет талантливого учителя, ни за счет новой учебной дисциплины. В школе, на наш взгляд, должен быть свой уклад жизни со своими правилами, праздниками, традициями, любовью и своим моральным кодексом, в котором четко оговорено, что допустимо в отношениях между людьми, а что нет. Где учат "Жить не по лжи", как говорил Солженицын... Ребенок напитается всем этим и будет именно таким, каким его сделала атмосфера в школе. И если эта атмосфера будет настоящей, построенной на подлинных ценностях, он не захочет их предавать.

 

Система воспитательной работы гимназии выстроена по Годовому кругу праздников.

Это наше видение уклада жизни школы, которое позволяет заложить единые мировоззренческие основы всей образовательной деятельности.

Годовой круг праздников в гимназии – это единение, совместное проживание, сохранение и приумножение социокультурного опыта.


Круг состоит из 3 частей:


1. Традиционные народные и православные праздники.

2. Государственные праздники.

3. Гимназические праздники.

Читать текст полностью