Проект "Служение Отечеству"

Истоковский  проект «Служение Отечеству»по итогам реализации стержневой основы программы «Социокультурные истоки»для выпускников общеобразовательных школ


В программе «Социокультурные истоки» авторским коллективом, который возглавляет Игорь Алексеевич Кузьмин - профессор, член-корреспондент РАЕН, главный редактор Издательского дома «Истоки», продумано все: концепция, содержание, инструментарий. А в 2014 году предложен еще один инструментарий, который, на мой взгляд, придает программе логическое завершение - это проект «Служение Отечеству». Автор данного проекта Ольга Александровна Бандяк - первый учитель курса «Истоки», а ныне начальник отдела общего и дополнительного образования Управления образования Администрации города Вологды. Свой проект Ольга Александровна презентовала на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».

В чем заключается идея проекта «Служение Отечеству» по задумке авторов?

Выполнение проекта «Служение Отечеству» осуществляется с целью систематизации и обобщения знаний и социокультурного опыта, приобретенных при реализации программы «Социокультурные истоки» в 1–11 классах, определения уровня развития воспитательной функции образования у выпускников общеобразовательной школы.

Проект «Служение Отечеству» разрабатывается непосредственно выпускником — автором проекта при поддержке учителя «Истоков».

Выполнение проекта позволяет «оценить, как выпускник школы владеет содержанием предмета «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте», представляет свое видение служения Отечеству и связывает это с достижением жизненных ожиданий в различных сферах деятельности, своим социальным статусом, оценивает свою готовность к служению Отечеству и своим близким»[1].

Работа над проектом осуществляется в 10–11 классах.

Завершив учебный курс «Истоки», старшеклассникам нужно поразмышлять о том, что они обрели для личностного роста за девять лет обучения, какие духовно-нравственные категории и ценности являются для них ключевыми. На пороге профессионального самоопределения важно понять, где в полной мере можно себя реализовать. Главная проблема, с которой сталкиваются школьники и их родители при выборе профессии   ― неопределенность перспектив. Эта неопределенность связана не только с развитием российской экономики, но и с жизненными установками. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь.

Проект «Служение Отечеству» может помочь старшеклассникам не только разработать свою дальнейшую траекторию развития, но и осознать, как наполнить свою жизнь смыслом.

Проект содержит традиционные элементы: цели, задачи, содержание, результат.

Формулировке цели проекта предшествует постановка проблемных вопросов:

*Что является главным в служении Отечеству?

* Что определяет путь будущего служения Отечеству?

* В чем заключается предназначение России и служение русского народа?

* Как я представляю свое служение Отечеству?

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. Тысячелетний духовный и культурный опыт нашего народа не становится архаичным и уже не существующим. Он хранится в глубинах человеческого сознания и доступен чуткому сердцу. «И именно из этих-то непостижимо глубоких тайников души человеческой рождаются и лучшие ее побуждения, и величайшие помыслы, и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которым дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться…»[2]

Так, шаг за шагом по «истоковской дороге» школьники вместе с родителями и учителями напитываются живительной силой, постигают истинные ценности, осознавая приоритет духовных ценностей над материальными.

Первый концентр образования (1-4 кл.) приобщает детей к ценностям семьи, родного края, ценности внутреннего мира, где просто и одновременно глубоко они прикасаются к понятиям Вера, Надежда, Любовь и София. Ребята уже в начальной школе приобретают социокультурный опыт и начинают осознавать смысл служения Отечеству. Они понимают, что являются хранителями и носителями отечественных традиций. Ощущение принадлежности себя к отечественной культуре дает ребятам уверенность, формирует чувство безопасности и социальной защищенности.

Второй концентр образования (5-11 кл.) приобщает ребят к главным категориям жизни Отечества и развивает систему духовно- нравственных ценностей благодаря знакомству с истоками дела, творчества, подвига. Учащиеся познают важные особенности нашего Отечества в прошлом, настоящем и будущем, приходят к пониманию смысла служения Отечеству.

И к 10-11 классу учащиеся выходят на осмысление социокультурного опыта нашего народа, основанного на преемственности неизменных ценностей.

Автор учебников «Истоки» А.В. Камкин отмечал: «Важно показать, что эти ценности не исчезли, они живы, они среди нас и в нас. Поэтому важен принцип актуализации важнейших категорий и ценностей культуры. И, наконец, каждая универсалия представлена и в перспективном плане. Дети начинают осознавать, что мир этих ценностей будет с нами и дальше, с новыми поколениями. А носителями и продолжателями их будут они сами»[3].

В ходе проектной работы ребятам предлагается осуществить выбор не менее пяти категорий из программы учебного курса «Истоки», которые, по мнению автора проекта, позволят представить наполнение категории «Служение Отечеству» и авторское видение проблемы.  В первой части работы обозначается  важность темы для автора, его ближайшего окружения,   общества и дается ответ на один из проблемных вопросов «В чем заключается предназначение России и служение русского народа?».  В основной же части работы определяется смысл личного служения Отечеству «Как я представляю свое служение Отечеству?».

Рекомендуется использовать опыт и наработки автора по итогам освоения программы «Воспитание на социокультурном опыте», запечатленные на страницах Первой книги и в ходе проектной деятельности.

Защита проекта должна проходить в 10 или в 11 классах. Мы долго думали о возможностях реализации проекта. Посоветовавшись с авторами, мы предложили свой путь - адаптировать его к защите портфолио обучающимися 9-х классов, поскольку выпускники в конце учебного года всецело заняты итоговой аттестацией. 

На защите портфолио девятиклассники представляют свои достижения в обучении, творчестве, спорте, результаты психолого-педагогической диагностики и, конечно, подводят итоги личностного и духовного развития.

Раздел «Мое служение Отечеству» при защите портфолио позволяет сделать акценты не на «успехах», а на осмыслении собственного предназначения в этом мире. И это самое трудное для ребят. Они могут много рассказывать о подвигах героев, о добрых делах, совершенных кем-то, а о себе всегда говорить трудно. Порой человек, прожив всю жизнь, не может понять: в чем смысл его жизни, его предназначение. Часто дети понимают слово «служение» как героизм. А истинное служение может быть тихим, незаметным. Служение, прежде всего - это любовь. Любовь  к Отечеству, любовь к людям, любовь к семье, любовь к родным и близким, к их чувствам и традициям. И не может быть личного, семейного благополучия, значимых достижений в профессии, в общественной деятельности без готовности к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором живет каждый из нас. Не случайно в истоковкой книге для развития говорится «там, где ты стоишь сейчас, там и поле Куликово». Не достигнув определенного уровня духовного развития сложно понять смысл служения.

Но начинать этот трудный разговор со старшеклассниками непременно стоит. 

На защиту приглашаются родители, родственники, учителя и обучающиеся. По отзывам родителей многие впервые видят своих детей ответственными, мыслящими.

Очень важно по завершению проекта продолжить деятельность в выбранном направлении, поэтому автору необходимо предложить в рамках защиты проекта механизм продвижения результатов и развития проекта, спрогнозировать краткосрочные итоги  и долгосрочные результаты реализации проекта. Завершается портфолио обучающегося разделом «Моя траектория развития». В этом разделе ученики определяют не только выбор профиля бучения, будущей профессии, но и то, какие нравственные категории и ценности запечатлелись в их сердцах за годы обучения и с которыми они пойдут по жизни.

Так, благодаря программе «Социокультурные истоки», дети и подростки начинают чувствовать себя укорененными в своей земле, большой и малой Родине. Из года в год на уроках истоков они размышляют о традициях семьи и рода, служения ближнему и Отечеству, учатся понимать языки родной природы и смыслы выдающихся памятников культуры. Они приближаются к нравственным урокам предыдущих поколений и, что очень важно, начинают применять эти уроки к себе и осознавать себя наследниками великой культуры, готовыми нести ее новым поколениям. Вот это и есть цель «Истоков», вроде бы вполне естественная»[4].

 Таким образом, проект «Служение Отечеству» способствует: личностному развитию и социализации, помогает сделать правильный и осознанный выбор дальнейшей профессии, мотивирует на развитие творческих способностей, формирует чувство ответственности.

От сердца к сердцу передаются важнейшие ценности: от учителя к ученику, к родителю, от любящего сердца  к любящему сердцу.

[1] Требования к проекту «Служение Отечеству» О.А. Бандяк
[2] О нравственном элементе в воспитании. К.Д.Ушинский
[3] Статья «Теоретические основы Истоковедения. Универсалии культуры в программе "Истоки"». А.В. Камкин
[4] Интервью с А.В.Камкинымhttps://pravoslavie.fm/interview/avtor-istokov-my-daem-detyam-osnovy-religioznoy-obrazovannosti/

Требования к проекту "Служение Отечеству"
Презентация "Образовательные возможности проекта "Служение Отечеству" для выпускников школы в контексте требований ФГОС